Генеральный директор в поиске управленца: как успешно пройти главное собеседование
Соискатель на руководящую должность проходит несколько этапов собеседований. Если интервью с рекрутером и с лицами, принимающими решения, проходит успешно, то кандидат встречается с собственником бизнеса.
Цель последнего ― нанять не просто квалифицированного, результативного управленца, но и человека с похожими ценностями, принципами, взглядами на жизнь и развитие компании. Поэтому он лично заинтересован в дальнейшем отборе.
«Препятствия» на пути к интервью с собственником
Во время собеседования со специалистом по найму кандидатов проверяют на соответствие требованиям вакансии и отсеивают неподходящих претендентов. Рекрутеры уточняют следующие моменты:
- прежние места работы;
- занимаемые должности;
- причины увольнения;
- движение по карьерной лестнице;
- перерывы в трудовой деятельности;
- мотивацию на текущий момент.
Потенциальные управленцы проходят разные форматы отбора. Чем выше должность, тем тщательнее проверка. Кандидатам предлагают «препятствия» в виде стрессовых и ситуативных интервью, дополнительного тестирования, проверки на полиграфе.
Оценивают не только профессиональный опыт, компетенции, навыки, но и психологическую устойчивость будущего сотрудника. Интервью с первым лицом компании состоится только после того, как будут отсеяны все неподходящие соискатели.
Команда StaffRecruitment помогает кандидатам при подготовке к собеседованиям, чтобы человек понимал разницу в подходе к общению с рекрутером и владельцем бизнеса, знал, как вести себя и отвечать на вопросы, чтобы максимально эффективно добиться результата.
Конечно, подготовить кандидата к интервью со специалистом по найму проще, чем предугадать сценарий развития диалога с главным топ-менеджером или акционерами организации.
Но существует мнение, что произвести достойное впечатление на собственника легче, чем на рекрута. Сложность в том, чтобы пройти все этапы отбора.
Если на первых интервью проверяют знания, навыки, квалификацию соискателя, то на финальных этапах смотрят на его психологическую и эмоциональную устойчивость, наличие soft skills.
Ведь каким бы ни был соискатель высококлассным специалистом, если он постоянно нарушает рабочую дисциплину, переходит на личности во время спора, провоцирует конфликты и безгранично пользуется должностным положением, вряд ли компания будет выстраивать долгосрочные отношения с таким человеком.
Что нужно для успешной самопрезентации
Ко всем этапам интервью следует готовиться тщательно и последовательно, завершающий раунд ― не исключение. В этом вам помогут знания некоторых нюансов и особенностей успешной презентации.
- Соберите информацию о компании.
Сфера деятельности фирмы и ее прямые конкуренты, цели, миссия, стратегия, достижения, ценности. Запоминайте сведения о компании, которые вы услышали на предыдущих этапах отбора на вакансию. Чем лучше вы ориентируетесь в деятельности организации, тем благосклоннее к вам отношение.
Дополнительно составьте список потенциальных проблем компании и предложите варианты их решений. Так вы покажете свою прямую заинтересованность в должности, инициативность и нацеленность на конкретный результат.
- Планируйте время с запасом.
При подготовке к собеседованию учтите такой нюанс, что беседа с главным руководителем может не состояться в назначенное время. Часто у первого лица случаются форс-мажоры и возникают безотлагательные дела. Бывает, что ждать своей очереди приходится час-два ради 10-15 минут интервью, но результат обычно того стоит.
- Продумайте встречные вопросы.
Рекрутеры располагают ценными фактами о компании. Покажите свою заинтересованность ― не только отвечайте на вопросы, но и задавайте встречные.
Так вы получите полезную информацию о должности, будущих обязанностях, прямых и неформальных лидерах организации. Такие сведения можно будет выгодно для себя использовать в следующих раундах собеседований.
Мало кто из соискателей всерьез относится к специалистам по найму. А ведь они знакомы с высшим руководством и могут убедить работодателя в том, что вы ― наиболее подходящий кандидат для фирмы.
- Поставьте себя на место работодателя.
Отвечая на общие вопросы нанимателя, думайте не только о личной выгоде. Говорите о своих ожиданиях в карьере, но не забывайте о главном для собственника ― ему важно видеть, какую пользу в виде прибыли вы принесете бизнесу. Расскажите, какие задачи и проблемы вы сможете решить в подконтрольной вам сфере труда.
- Позаботьтесь о деталях.
Не стоит забывать о деловом этикете и презентабельном внешнем виде. Строгий костюм ― необязательная составляющая важной встречи, однако о дресс-коде в компании лучше узнать заранее, чтобы выглядеть уместно. Такую информацию можно у знать у рекрутера.
Также возьмите с собой необходимые мелочи: резюме, ручку, блокнот, цифровой носитель информации с кейсами и примерами работ.
Что еще влияет на результат собеседования
Готовясь к встрече, нужно учесть, кем является гендиректор компании. И скорректировать сценарий поведения под конкретную ситуацию.
- Руководитель-иностранец
Это отдельная категория высшего начальства, так называемые экспаты. Если гендиректор — иностранный гражданин, то, скорее всего, собеседование будет происходить на его родном языке.
Поэтому лучше освежить лингвистические знания. Рекомендуем также узнать о традициях и деловом этикете страны экспата. Во время собеседования учитывайте менталитет и национальные характеристики высшего руководства.
- Гендиректор дает только формальное одобрение.
Бывают сценарии, когда гендиректор только утверждает сотрудника на руководящую должность и участвует в жизни фирмы издалека, а управляет компанией по факту другой человек.
Тогда встреча с соискателем формальна и быстротечна. Вполне достаточно кратко рассказать о своих профессиональных навыках и опыте, ведь вашу кандидатуру уже давно присмотрел непосредственный начальник на предыдущих этапах отбора.
Если ваши компетенции и квалификация его устраивают, то он договорится о вас с высшим руководителем. Но это не означает, что можно вести себя так, будто вас уже взяли на должность. Испортить впечатление легко, а восстановить репутацию весьма сложно и долго.
- Гендиректор — непосредственный руководитель.
Если первое лицо принимает прямое участие в управлении бизнесом, то к кандидатам на руководящую должность он относится с пристальным вниманием. Ведь новому директору нужно будет доверить управление коллективом, финансами, ресурсами, репутацией компании.
В таком случае соискателю нужно стать «своим». Помочь в этом может понимание психологии другого человека. Собеседника проще расположить к себе, когда у вас есть точка соприкосновения: общий интерес, схожесть взглядов.
Это могут быть элементарные мелочи: предмет одежды, манера речи, жесты, общее увлечение.
Умение подстраиваться под людей требует опыта и мастерства. Но для начала достаточно наблюдательности. Каждый соискатель может найти общую тему для разговора, узнать о хобби, поддержать взгляды гендиректора и его принципы ведения бизнеса.
- Пол руководителя.
От пола руководителя тоже многое зависит. Психологи говорят, что женщина-босс подсознательно хочет видеть на управляющей должности человека, которому сможет довериться в трудную минуту. Она ищет стену и опору в бизнесе.
Женщина-директор ценит менеджеров с логическим, рациональным мышлением, сдержанных в эмоциях и тех, кто не станет обижаться на нее в случае принятия неправильных решений.
Мужчина-собственник смотрит прежде всего на профессионализм и опыт предполагаемого сотрудника. Преимущество также за теми кандидатами, которые способны генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь.
При любом сценарии диалог, основанный на общих интересах и увлечениях, часто приводит к успеху. Но кроме взаимной человеческой симпатии у собственника должно сложиться четкое понимание, что вы профессионал и необходимы бизнесу.
Расскажите о своих карьерных достижениях: какие идеи вы внедрили в прежней компании, как росла прибыль фирмы под вашим руководством. Обозначьте функции и обязанности, которые вы готовы взять на себя.
И главное ― не волнуйтесь.
Управленцу необходимо уметь контролировать эмоции и быть уверенным в любой ситуации. Если вы нервничаете на интервью, то какую реакцию будете испытаете при встрече с реальным стрессом во время решения рабочих моментов?
Внешний вид кандидата (манера речи, интонация, поведение, жестикуляция) должен убедить собеседника в его ценности, квалификации и результативности.
Не нужно что-то выпрашивать, лебезить и заискивать. Заинтересованность должна исходить от обеих сторон.
Не только вам нужна эта должность. Работодателю также необходим сотрудник, который способен решить проблемные вопросы компании и вывести ее на новый уровень.
Будьте собой, не приукрашивайте факты и результаты, сохраняйте спокойствие, уверенность, опирайтесь на свой профессиональный опыт и чувство юмора.