Blacklist: миф или реальная опасность для кандидатов
Цель работодателя ― найти сотрудника, который будет эффективно выполнять свои трудовые обязанности и добиваться поставленных результатов.
Во время собеседования случаются недопонимания с двух сторон, которые могут стать причинами отказа в работе. Однако бывает и так, что соискатель обладает необходимыми навыками, опытом и знаниями, но всё равно получает отрицательный ответ.
Конечно, этому могут быть вполне логичные объяснения: частая смена работы, большие перерывы в карьере, завышенные требования к размеру зарплаты.
Но есть и еще один важный фактор ― «черные списки» управленцев, которые существуют практически в каждой организации и которые могут стать решающим аргументом не в пользу кандидата при его трудоустройстве.
Зачем нужен «черный список»
При увольнении сотрудника по статье работодатель может внести соответствующую информацию в трудовую книжку. Но чаще специалист просто пишет заявление по собственному желанию. Чтобы обезопасить свою компанию или партнеров в будущем от подобного сотрудничества, в организации создаются blacklist.
«Черный список» ― неофициальная база данных как с точки зрения юридических норм, так и этических, но ее наличие дает неоспоримые преимущества компании.
- Предотвращение потенциальных проблем. В зоне ответственности управленца находятся значительные финансовые обороты компании и ее репутация в целом. Чтобы обезопасить организацию от возможных кризисов, эйчар во время процесса трудоустройства кандидата изучает информацию из «черного списка».
- Скорость принятия решений. Имея доступ к базе некомпетентных работников, рекрутер может быстрее принять решение по поводу кандидатуры соискателя.
- Отсев нерелевантных соискателей. Обычно собеседование с руководителем высшего звена проходит с меньшим негативом, чем, например, с линейным персоналом. Поэтому blacklist позволяет рекрутеру сэкономить время при подборе специалистов и сразу отсеять нежелательных кандидатов.
Источники получения полезной информации
Blacklist ― это не единая база данных, к которой есть открытый доступ у всех желающих. Крупные компании создают собственные списки недобросовестных кандидатов. Также коллеги в узких профессиональных кругах делятся между собой важными сведениями о соискателях.
Узнать подобную информацию возможно следующими способами.
- Публичные сервисы ― на специализированных сайтах работодатели могут вносить замечания и комментарии по поводу сотрудников. Но важно понимать, что такие сведения носят сугубо субъективный характер, так как между высшим руководством и управленцем возможны разногласия, конфликты, и судить о правдивости отзыва, написанного в порыве эмоций, довольно сложно.
- Закрытые архивы ― внутренние документы компании, где отмечаются нарушения сотрудников. Доступ к ним открыт только управляющему персоналу и сотрудникам HR-службы.
- Специализированные реестры ― работодатели из одной сферы бизнеса часто ведут собственные базы недобросовестных сотрудников, доступ к которым жестко ограничен.
Важно понимать, что полностью доверять подобной информации нельзя, так как ее достоверность не доказана. Но такие сведения дают направление для более глубокого и тщательного анализа.
Что влияет на деловую репутацию руководителя
Причины, по которым управленцев заносят в «черный список», разные. Начиная от личной неприязни со стороны руководства, заканчивая нарушением субординации.
К самым распространенным факторам, влияющим на репутацию сотрудника, относят следующие.
- Плохие рекомендации.
Характеристики со стороны бывшего руководства основаны на личном мнении и доказать или опровергнуть информацию довольно сложно. Поэтому, насколько ей можно доверять, решает рекрутер.
Серьезные нарушения, не подтвержденные фактами, вряд ли станут главным критерием при отборе кандидата, но могут повлиять на общее впечатление о соискателе.
Мнение сотрудников о бывшем коллеге также может испортить репутацию кандидата. Если при увольнении вы поссорились со всем отделом, нахамили начальнику и сожгли все мосты, то большая вероятность, что негативная характеристика о вас уже сформирована.
- Неадекватное поведение.
Каждая компания стремится обеспечить комфортные условия и благоприятную обстановку для работы. Никто не хочет принимать в штат агрессивно настроенных сотрудников.
Неадекватные поступки, хамство, критика, постоянное недовольство ― это веские причины, из-за которых соискатель имеет все шансы оказаться в blacklist.
- Серьезные нарушения должностной инструкции.
Прием на руководящую должность проводится с тщательной проверкой личного дела сотрудника. Если кандидат ушел с прошлого места работы по нарушению должностных полномочий, то это отразится на его репутации.
К числу серьезных проблем относят:
- растрату рабочих ресурсов в личных целях;
- нарушение конфиденциальности, распространение закрытых данных;
- клевету.
При найме руководителя невозможно опираться только на мнение или суждение другого человека. В такой ситуации важен комплексный подход. Можно составить полный портрет кандидата с его навыками, компетенциями, опытом, а также с положительными и отрицательными сторонними характеристиками.
Что говорит закон
С одной стороны, blacklist помогает рекрутеру определиться с кандидатурой, с другой ― это субъективная оценка, основанная на личном мнении других сотрудников.
В любом случае, «черный список» ― это незаконное использование персональных данных работника. Публикация и передача третьим лицам личной информации без согласия другого человека наказывается 88 ст. ТК РФ.
Распространение неподтвержденных действий со стороны сотрудника также грозит штрафом.
Нарушение 128.1 УК РФ наказывается денежным взысканием в размере от 500 тыс. руб. до 5 млн руб. Человек, попавший в «черный список» и обнаруживший в нем свои данные, имеет право подать в суд и потребовать опровержения или обоснованных доказательств, подтверждающих его действия.